В ноябре 2012 года США ждут выборы, и победа нынешнего главы Белого дома отнюдь не предрешена. Поэтому говорить о том, в каком объеме будет реализован этот документ, пока рано. Но в любом случае, квинтэссенция взглядов действующей администрации на перспективы развития американской военной машины представляет достаточный интерес для того, чтобы познакомиться с ней подробнее.
Много задач, мало ресурсов
Основная проблема, которая сегодня стоит перед США, заключается в быстром увеличении числа наличных военных угроз на фоне сокращения ресурсов «быстрого реагирования» — как собственных, так и ресурсов союзников США по НАТО. Как показывает практика последних военных конфликтов, военные возможности партнеров США в Европе недостаточны даже для проведения операции масштаба недавней ливийской кампании, при этом они будут сокращаться и дальше. Экономический кризис заставляет европейские страны все сильнее урезать военные программы.
Однако с американской экономикой тоже отнюдь не все в порядке, что и привело к изменению американской концепции сдерживания. Собственно сдерживание в США видят как сочетание двух принципов: во-первых, не позволить противнику достичь его целей, во-вторых, обеспечить возможность нанесения ему неприемлемого урона.
Согласно положениям нового плана обороны, США будут способны эффективно реализовать оба принципа в одном региональном конфликте, и только один из них во втором. Это означает отход от концепции «двух региональных войн», которая долгое время господствовала в Пентагоне и предусматривала возможность одновременно вести боевые действия на двух удаленных ТВД. При этом в одной из войн победа должна была достигаться максимально быстро.
Сокращенное сдерживание
Очевидно, меняется и число регионов, в которых США способны самостоятельно осуществлять политику сдерживания. Фактическая переориентация США на Азиатско-Тихоокеанский регион с сокращением присутствия в Атлантике вызвана не только ростом угроз в АТР, но и снижением возможностей США по поддержанию необходимой численности ВМС, а в перспективе и ВВС.
Если говорить о дальнейших перспективах этих двух видов вооруженных сил, которые сегодня обеспечивают возможность глобальной проекции американской военной мощи, то долгосрочные тренды указывают именно на дальнейшее их сокращение. К концу 2020-х годов это может привести к потере США статуса доминирующей военной державы на планете: суммарные возможности их основных соперников могут стать выше. Наиболее наглядно это проявляется на примере ВМС, где увеличение сроков постройки новых авианосцев приведет к сокращению числа активных авианосных соединений в перспективе ближайших 20 лет до 9, с возможным дальнейшим сокращением.
В ВВС уже сейчас очевидно, что грядущее массовое списание по физическому износу истребителей F-15 ранних серий приведет к серьезному провалу в численности парка тяжелых истребителей, если только следующая американская администрация вдруг не найдет денег на возобновление серийного строительства F-22, или не решится закупить усовершенствованные варианты F-15. То же самое грозит и парку средних машин – проблемы с освоением серийного производства F-35 и сокращение планируемого объема закупок в сочетании с массовым выводом F-16 постройки 70-80-х годов грозит урезать «активный парк» ВВС США вдвое в течение ближайших 20 лет.
Безусловно, США все равно останутся самой мощной военной силой на планете и после этого сокращения. Но одновременно они попадут в положение жонглера, который вынужден «держать» в воздухе слишком большое количество «шаров». Этим вызвано и обнародованное в новом военном плане США стремление к «переформатированию» военной мощи их союзников по НАТО «под угрозы» XXI века, и сохраняющееся желание сотрудничества с Россией.
В принципе, эти планы даже реальны. Если Барак Обама сумеет сохранить за собой пост президента, то, избавившись от «предвыборной лихорадки», он вполне может продолжить ту линию, которую начал в первый срок, запустив «перезагрузку». Если же он проиграет выборы…
Республиканская администрация, кто бы не был ее главой, почти наверняка изменит принятый план, отказавшись от сокращения военных расходов, или, как минимум, уменьшив масштабы сокращения. Вопрос в этом случае заключается только в том, как долго еще США смогут поддерживать бремя военной мощи, которое становится все более тяжелым. И насколько глубоким будет падение, если экономика США все же не выдержит нагрузки. Приход в Белый дом президента-демократа поставит на повестку дня другой сценарий.
Илья Крамник
0 комментариевВернуться к записи
Добавить комментарий
Комментарии доступны только зарегистрированым посетителям.