Телескоп «Планк» заканчивает работу, а труд «Кеплера» в самом разгаре

17 января 2012 16:22

Карта вселенной с телескопа "Планк". Фото © ESA

МОСКВА, 17 янв — РИА Новости. Один из двух инструментов космического телескопа «Планк» закончил свою работу по изучению реликтового излучения, «эха» Большого взрыва — на аппарате после 30 месяцев на орбите заканчивается охлаждающее вещество, однако он сможет проработать еще 6-9 месяцев, говорится в сообщении Европейского космического агентства (ЕКА).

Европейская космическая обсерватория «Планк» (Planck), работающая в миллиметровом и субмиллиметровом диапазоне, была запущена в мае 2009 года. Ее главной задачей было, как минимум, два раза просканировать всю небесную сферу в этом диапазоне и получить новую, значительно более полную, картину реликтового излучения — «эха» Большого взрыва. Первый сеанс сканирования «Планк» закончил в июле 2010 года.

Ученые отмечают, что за время работы «Планку» удалось выполнить пять полных сеансов сканирования с использованием обоих своих инструментов, высокочастотного HFI и низкочастотного LFI. В середине января специалисты зафиксировали, что в системе охлаждения HFI закончился гелий-3, и инструмент, которому необходимы низкие температуры, больше не сможет продолжать работу.

Второй инструмент, LFI, охлаждается гелием-4 и может работать при более высоких температурах — инженеры ЕКА рассчитывают, что он проработает большую часть 2012 года, и с его помощью будут собраны данные для калибровки и проверки окончательных результатов работы телескопа.

Как отмечает ЕКА, главные результаты работы «Планка», изучившего «новорожденную» Вселенную, будут представлены лишь в начале 2013 года, когда будут опубликованы данные с первых 15,5 месяца после старта.

«Результаты «Планка» точно «убьют» целые семейства моделей (Большого взрыва — ред.), просто пока мы не знаем, какие именно», — сказал научный руководитель проекта HFI Жан-Лу Пуге (Jean-Loup Puget), чьи слова приводятся в сообщении агентства.

Полный набор данных, собранных в ходе миссии, будет представлен в 2014 году.

Директор ЕКА по научной работе и беспилотным исследованиям Альваро Гименез (Alvaro Gimenez) подчеркнул, что агентство «очень довольно» результатами работы телескопа, «перевыполнившего» планы.

«При этом на самом деле мы пока прошли лишь половину миссии: нам предстоит еще очень многое сделать, чтобы проанализировать данные и представить невероятные научные результаты, которых все от нас ждут», — сказал Гименез.

Интернациональная группа астрономов представила новый проект The Hunt for Exomoons with Kepler (HEK), нацеленный на поиск спутников у экзопланет, зарегистрированных космическим телескопом «Кеплер», сообщают «Комментарии«.

Интерес к экзолунам объясняется тем, что их присутствие на орбите планеты должно стабилизировать её климат, создавая благоприятные условия для развития жизни. В категорию потенциально обитаемых могут попадать и сами спутники газовых гигантов, похожие на Европу, Титан или Энцелад. Кроме того, обнаружение экзолуны позволяет с большей точностью оценить параметры её планеты и звезды.

До настоящего момента, однако, никто не пытался проводить системные поиски экзоспутников, а статьи, посвящённые одиночным объектам такого рода, можно пересчитать по пальцам. Участники HEK надеются изменить ситуацию, воспользовавшись огромным массивом фотометрических данных с «Кеплера», который нашёл уже более 2 300 кандидатов в экзопланеты. Основные надежды возлагаются на то, что луны будут обнаруживать себя динамически, вызывая смещения времени начала и окончания и вариации длительности транзитов своей планеты, наблюдаемых телескопом. Следы спутника, который вместе с планетой проходит по диску звезды, при этом могут появиться и на транзитной кривой блеска.

Транзитные кривые блеска, смоделированные в случае планеты со спутником, находящимся на широкой (слева) и узкой орбите (иллюстрация из Astrophysical Journal).

Авторы HEK постарались учесть и динамические, и «затменные» эффекты, охарактеризовав алгоритм отбора данных для исследования, методику их обработки и теоретическую модель, с которой они будут сравниваться. Возможности «Кеплера», разумеется, не безграничны, и обнаруживать объекты малых размеров астрономы не смогут: новый проект ориентирован на спутники с массой, превышающей десятую часть земной (заметим, что они не встречаются в Солнечной системе). Вероятность того, что HEK не даст положительного результата, велика, но и отрицательный учёных не сильно расстроит, поскольку его можно переформулировать в виде верхнего предела частоты появления крупных лун у экзопланет.

Полная версия отчёта будет опубликована в издании Astrophysical Journal; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.