Интерес в обществе к деятельности Следственного комитета Российской Федерации в последнее время значительно вырос. Во многом это обусловлено тем, что именно СКР расследует наиболее резонансные дела, в том числе о преступлениях, в которых задействованы сотрудники полиции и других правоохранительных органов. Под пристальным вниманием СК — самые опасные враги общества — от коррупционеров до насильников.
О работе Следственного управления СК России по Свердловской области «ОГ» рассказывает его руководитель — полковник юстиции Валерий Задорин.
— Валерий Юрьевич, какими были для вашего ведомства первые месяцы года?
— Напряженными. Несмотря на то, что общее количество зарегистрированных преступлений по сравнению с тем же периодом прошлого года снизилось на 14%, число особо тяжких преступлений осталось на прежнем уровне и даже немного — на полпроцента — возросло. А эти полпроцента — пять убийств, 11 случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, четыре изнасилования. Вряд ли их можно назвать незначительными.
Увеличилось и количество выявленных коррупционных преступлений. Число служебных подлогов выросло и в нынешнем году в пять раз. В большинстве случаев, уголовные дела по перечисленным криминальным составам расследуют именно наши следователи. Так что, повторюсь, начало года выдалось для нас напряженным.
— Стало больше поводов для уголовных дел, или их раскрывают и расследуют лучше?
— И то, и другое. Изо дня в день растет профессионализм сотрудников, улучшается оснащенность следственных подразделений криминалистической техникой, расширяются возможности проведения экспертных исследований. В нашем следственном управлении есть возможность проводить психофизиологические исследования подозреваемых и обвиняемых, экономические исследования бухгалтерских документов, компьютерно-технические исследований. Скоро должны получить аппарат для проведения геномно-молекулярных исследований. Словом, все возможности для более плодотворной и интенсивной работы у нас есть. И с задачами, которые ставит перед нами руководство Следственного комитета России, мы стараемся справляться.
— В последнее время к подследственности СКР отнесены и уголовные дела в отношении несовершеннолетних, которыми раньше занимались следователи органов внутренних дел.
— Да, такие изменения в уголовно-процессуальном законодательстве произошли с января 2012 года. Однако к ведению наших следователей отнесены не все уголовные дела в отношении несовершеннолетних, а только дела о тяжких и особо тяжких преступлениях. К ним, в том числе, относятся так называемые квалифицированные грабежи и разбойные нападения, которые действительно раньше расследовали в полиции.
Кроме того, теперь, в связи с изменениями в законодательстве, мы стали заниматься и расследованием уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, по которым потерпевшими являются дети и подростки. Отнесение таких дел к нашей компетенции связано, на мой взгляд, с тем, что в последнее время государство стало все больше внимания обращать на проблемы детей, принимать дополнительные меры по их защите.
Такой подход позволяет добиваться при расследовании уголовных дел позитивных результатов, выявлять в действиях злоумышленников те эпизоды преступной деятельности, о которых ранее не было известно.
Многим известно и памятно уголовное дело против 38-летнего Сергея Толстоброва, который обвинялся в совершении 26 эпизодов насильственных преступлений в отношении десяти мальчиков. В ходе следствия установлено, что жертв Толстобров заманивал через своего малолетнего приемного сына. Тот находил мальчиков, гуляющих на улице, предлагал «поиграть в компьютерную приставку» и приводил к отчиму…
Ну ладно, пасынок маленький, несмышленый, целиком зависимый от взрослого. Но в ходе расследования выяснилось, что в некоторых случаях злоумышленник действовал через… руководство одного из детских домов Екатеринбурга.
Договаривался, чтобы ему на выходные доверяли воспитанников детдома, якобы чтоб как-то скрасить их сиротство. И ему доверяли. По результатам рассмотрения дела Сергею Толстоброву судом назначено наказание в виде 12,5 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.
— Как реагирует Следственный комитет на сообщения о происшествиях с детьми?
— В связи с участившимися в последнее время случаями гибели, массовых отравлений, самоубийств, безвестных исчезновений и других ЧП с детьми в нашей стране, председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин ориентировал руководителей следственных управлений по субъектам Российской Федерации на проведение более тщательных доследственных проверок по таким фактам, а также на незамедлительное возбуждение уголовных дел. Для расследования таких дел создаются следственные группы из числа наиболее опытных сотрудников, привлекаются следователи-криминалисты.
В конце прошлого года в Серове произошел вопиющий случай: младенцу месячного возраста не оказали своевременную и квалифицированную медпомощь. Ребенка, у которого мама обнаружила высокую температуру, медработники возили из одной больницы в другую, при этом каждый раз ставя разные диагнозы (передозировка лекарства, менингит). В итоге мальчик скончался, после смерти ему был поставлен еще один диагноз — бронхиолит. Не исключено, что если бы врачи сразу определили точную причину повышения температуры у ребенка, его жизнь удалось бы спасти. По факту случившегося следственными органами было возбуждено уголовное дело ч.2 ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).
— Какие еще резонансные дела Вы можете упомянуть из тех, что были направлены в суд в 2011 году?
— Если взять входящий в структуру аппарата Следственного управления отдел по расследованию особо важных дел, то у его следователей, что ни дело — то очередной резонанс. Именно поэтому, когда мы говорим о делах, оконченных производством в 2011 году, на память, прежде всего, приходят преступления, расследовавшиеся «важняками».
Это, конечно же, дело по обвинению жительницы города Красноуфимска в совершении серии из 17 убийств пожилых женщин и 18 разбойных нападений. Не менее значимым мне представляется и дело в отношении девяти воспитанников Краснотурьинской воспитательной колонии, которые, будучи не согласными с условиями содержания, устроили массовые беспорядки.
Резонансных дел хватит и в этом году. Некоторое время назад в суд ушло дело по обвинению бывшего начальника органа местного самоуправления «Управление здравоохранения города Каменска-Уральского», который, по версии следствия, совместно со своим пособником при приобретении для нужд медучреждения высокотехнологичного оборудования — компьютерного томографа, аппаратов УЗИ и другого — причинил муниципальному бюджету ущерб в особо крупном размере на сумму свыше 94 миллионов рублей.
— Валерий Юрьевич, с учетом произошедших в последнее время вряд ли можно обойти в нашей беседе вопрос о том, насколько часто на Среднем Урале противоправные действия совершаются сотрудниками органов внутренних дел?
— Ежегодно в следственные подразделения СК России по Свердловской области поступает множество сообщений о противоправных действиях со стороны сотрудников правоохранительных органов. По каждому материалу необходимо провести тщательнейшую проверку. Ведь много сообщений поступает от лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности, и не исключено, что, заявляя о противоправных действиях стражей порядка, они просто хотят отомстить им.
С другой стороны, среди сообщений о нарушениях правоохранителей нередко есть и те, которым действительно должна быть дана жесткая правовая оценка в виде возбуждения уголовного дела.
Сейчас мы стали гораздо активнее работу выявлять правонарушения в деятельности сотрудников различных органов правоохраны. В этой связи уместным будет обратиться к жителям Свердловской области с просьбой сообщать в территориальные органы Следственного комитета обо всех известных им фактах нарушений закона со стороны стражей порядка. С такой информацией можно обратиться и непосредственно в региональное следственное управление, где в режиме автоответчика функционирует «телефон доверия» с номером в Екатеринбурге — 254–49–99. Поступающие на этот телефон сообщения тщательно проверяются, и нередко именно эта информация становится отправной точкой для возбуждения уголовных дел по фактам должностных преступлений, в том числе, со стороны сотрудников полиции.
Цитаты
За январь-февраль 2012 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, количество выявленных преступлений коррупционной направленности возросло:
Зарегистрированных фактов злоупотребления должностным положением — на 44,4%),
получения взяток — на 33%
случаев дачи взяток — на 81,8%.
За два месяца 2012 года в СУ СК России по Свердловской области окончено производством с направлением в суд 512 уголовных дел, что больше прошлогоднего показателя, который составлял 465 дел. Расследованием дел у занимаются 244 сотрудника следственного управления.
Максим ЧАЛКОВ
0 комментариевВернуться к записи
Добавить комментарий
Комментарии доступны только зарегистрированым посетителям.