
Украина планирует добывать 105 млн тонн угля в год. Виктор Янукович заявил: правительство планирует заместить им природный газ. Это вызвало недоразумение экспертов: сейчас Украина добывает 87 млн тонн угля в год, но даже такой объем реализовать не получается
Частичный перевод промышленности на уголь не помог угледобывающей промышленности, которая терпит убытки. Министерство энергетики и угольной промышленности Украины подсчитало: с января убытки государственных шахт выросли более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Угольщики не досчитались более 1 млрд долларов.
Спасать украинские шахты будут за счет бюджета. Расходы бюджета на субсидии угольщикам в этом году были увеличены на 700 млн долларов и достигли 2 млрд. Эти деньги идут на зарплаты сотрудникам государственных угледобывающих шахт, а также на оплату электроэнергии. Но нет гарантии, что денег хватит и не придется еще раз увеличивать сумму выплат, отмечает ректор международного института бизнеса Александр Савченко:
«Дотации угольной промышленности Украины связаны с наличием большого количества шахт, которые по социально-экономическим причинам государство считает нецелесообразным закрывать. Такие большие суммы дотаций не рациональны. Это коррупционная сфера расходования бюджета. От этих дотаций необходимо как можно быстрее отказываться. Лучше эти деньги потратить на создание новых рабочих мест, а все шахты приватизировать».
Эксперты связывают большие убытки угледобывающих предприятий со снижением добычи угля, падением цен и ростом себестоимости добычи. Также госшахтам мешает заработать обилие нелегальных шахт и общее снижение потребления электроэнергии в стране. И даже «политика газовой экономии»: перевод промышленности от газа на уголь, не дал необходимой для отрасли поддержки. Тем временем, Киев намерен приватизировать шахты до конца следующего года. Чтобы успеть в срок, он согласен продавать их с большим дисконтом. Если покупатели не найдутся на первом аукционе, то на следующем шахту выставят с 30-% скидкой, в третий раз — уже за половину стоимости. Главное для государства, чтобы частник сохранил рабочие места и вывел шахту на прибыль, отмечает аналитик компании «ВТБ-Капитал» Николай Сосновский:
«Частный собственник априори более оптимален, и добивается более серьезных результатов в плане прибыли. Не все из того, что хочется, можно продать за те деньги, которые хочется. Когда государство продает какие-то проблемные активы, оно должно смотреть не на то, сколько оно за них получит, а на то, как новые собственники будут с этими активами поступать. Если у них действительно хватит сил привести эти активы в порядок, сохранить рабочие места и налоги, то здесь, может быть и стоит поступиться ценой».
Ажиотажного спроса на шахты не будет, полагают аналитики. Цены на уголь во всем мире падают, и вкладывать в отрасль сейчас невыгодно. Тем более — покупать шахты, которые остро нуждаются в модернизации. Между тем, траты на угольную промышленность негативно скажутся на общем экономическом положении страны, отмечают эксперты. И чтобы не ухудшать это положение, реформировать шахты необходимо в срочном порядке. Нужно снизить себестоимость добычи, либо вложив средства в модернизацию производства, либо девальвировав валюту. Также следует закрыть неэффективные шахты, приобретая более дешевое импортное сырье. Но самым эффективным шагом будет борьба с нелегальными производителями и устранение ненужных посредников между добычей и генерацией. Они снижают цены закупок и повышают их для конечного потребителя. Но эти варианты украинское правительство почему-то не рассматривает.
Татьяна Голованова, «Голос России»
0 комментариевВернуться к записи
Добавить комментарий
Комментарии доступны только зарегистрированым посетителям.