Девятнадцатого января в Москве встретились главы внешнеполитических ведомств России и Азербайджана Сергей Лавров и Эльмар Мамедъяров. Темой переговоров министров стала подготовка к встрече президентов России, Азербайджана и Армении, которая пройдет 23 января в Сочи. Таким образом, Россия продолжает выступать посредником в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
Сложную ситуацию в регионе и посредническую миссию России в урегулировании этого непростого конфликта оценил координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Александр Юрьевич Скаков.
— За несколько дней до очень важной встречи президентов трех стран — Армении, Азербайджана и России — в Москве встретились министры иностранных дел России и Азербайджана. На ваш взгляд, о чем это говорит?
— Я думаю, это говорит только о том, что стороны хотели немного согласовать свои позиции и подготовиться технически к данной встрече. Больше ни о чем. Я не думаю, что на встрече, которая состоится в Сочи, будут достигнуты какие-то прорывные решения.
— Почему сегодня все чаще звучат заявления о том, что от встречи 23 января не стоит ждать прорывных решений. Что конкретно позволяет об этом говорить?
— Были очень завышенные ожидания перед предыдущей встречей в Казани, если не ошибаюсь, 24 июня 2011 года. И как было понятно многим экспертам, эти ожидания себя не оправдали. Сейчас завышенных ожиданий нет, поэтому не будет разочарования.
Нет оснований надеяться на то, что стороны смогут найти компромисс, потому что позиции сторон являются взаимоисключающими. Нет почвы для компромисса. С чем это связано? Во-первых, с тем, что была бы возможность достижения соглашений по техническим вопросам, например, по вопросу о недопущении вооруженных столкновений на линии соприкосновения сторон в Нагорном Карабахе, но, к сожалению, такое соглашение не является целью Азербайджана, и он об этом не раз говорил.
Во-вторых, из процесса переговоров исключен сам Нагорный Карабах. Это очень серьезный минус переговоров. Любые соглашения, касающиеся Нагорного Карабаха без участия его самого, нежизнеспособны.
И, наконец, не надо забывать, что, например, в Армении сложная ситуация внутри страны. Довольно сильная оппозиция. Предстоят парламентские выборы. И уже хотя бы поэтому идти на какие-то серьезные компромиссы Ереван сейчас также не в состоянии.
— Вы сказали, что Нагорный Карабах не принимает участие в этом процессе, и это действительно так. Но ведь мы понимаем, что речь идет о людях, населяющих Нагорный Карабах. Политики ведут переговоры уже несколько лет. А что конкретно происходит на этой территории? Точнее, что происходит с людьми в этой непонятной территориальной ситуации?
— Нагорный Карабах живет своей жизнью. Там идут серьезные финансовые вливания со стороны армянской диаспоры. Там развивается собственная экономика. Нагорный Карабах находится в состоянии, наверное, даже в более хорошем, чем сама Армения.
Единственное, что мешает его развитию, — это постоянно идущие столкновения сторон, постоянные обстрелы снайперов, постоянные попытки прощупать линию обороны противника. Тут сложно выяснять в каждом случае, кто и когда виноват.
Как правило, эти столкновения происходят со стороны Азербайджана. Но выяснить все это точно — довольно сложно. Конечно, все это сильно затрудняет мирную жизнь Нагорного Карабаха и препятствует его дальнейшему развитию.
— Восемнадцатого января министр иностранных дел России Сергей Лавров на ежегодной пресс-конференции по итогам работы российской дипломатии в прошлом году отметил, что Россия продолжит свою посредническую миссию по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Давайте охарактеризуем четко и ясно для наших радиослушателей посредническую роль России. Какова она на текущий день? Как мы ее оцениваем?
— Россия может свести на одну площадку президентов Армении и Азербайджана. Мест, где они могут сесть за один стол, не очень много в мире. Понятно, что контакты между ними без посредников невозможны. Поэтому Россия — это просто площадка, где они могут между собой общаться, имея посредника, имеющего одинаково хорошие отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном.
Но на самом деле, кроме России, есть и другие посредники. Активизация их роли была бы крайне желательна. Их давление на стороны в плане недопущения военного противостояния, военного столкновения было бы тоже очень необходимо. К сожалению, активности этих посредников сейчас не видно. Хотя их активность, конечно, переоценивать нельзя.
Я напомню, что имело место заявление в Довиле 26 мая 2011 года Медведева, Обамы и Саркози, имеющее своего рода форму ультиматума «О недопущении военных столкновений и необходимости прийти к мирному решению конфликта». Но потом последовала казанская встреча, и мирное решения конфликта так и не было найдено. Поэтому возможности посредников все равно ограничены.
— Когда мы говорим о том, что не было найдено никаких способов решения конфликта, а вообще в целом эти способы существуют? Их можно как-то охарактеризовать и выразить на бумаге?
— Да, конечно. Но для этого необходимы серьезные уступки сторон. Тут можно делить на два вопроса. Есть вопросы самого Нагорного Карабаха, то есть бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО). И есть вопрос, отвлекающий к его территории, которая де-факто оккупирована армянской стороной. Население этой территории составляли преимущественно азербайджанцы, изгнанные из своих домов.
Я думаю, вполне можно разделить эти два вопроса и вполне можно говорить о возможности самоопределения самого Нагорного Карабаха, а также о необходимости освобождения оккупированных территорий, собственно, Азербайджана и необходимости возращения на них азербайджанского населения, изгнанного с них.
— Подводя итоги нашего разговора, складывается впечатление, что в ближайшей перспективе разрешение этого сложного вопроса не предвидится.
— К сожалению, да. Хотим мы этого или нет, но дело постепенно идет к военному столкновению. Стороны не идут на поиск компромисса. Уверенность Азербайджана в своих силах растет. Армения и Нагорный Карабах как стороны, выигравшие прошлую войну, также уверены в своих силах. Состояние их вооруженных сил вполне нормально.
И стороны, мягко говоря, в своих высказываниях не исключают возможности военного столкновения. И такая война в регионе — это будет не блицкриг, не пяти-семидневная война. Это будут серьезные боевые действия. Это будут огромные жертвы, в том числе среди мирного населения. Это будет катастрофа для всего региона.
Марианна Ожерельева
0 комментариевВернуться к записи
Добавить комментарий
Комментарии доступны только зарегистрированым посетителям.