Перед самым Рождеством 2011 года долговой кризис Евросоюза, который терзает Старый Свет вот уже третий год, получил новое развитие. К странам, которые оказались не в состоянии самостоятельно обслуживать свой внешний долг, — Греции, Португалии, Ирландии, Испании, Италии — добавилась ещё и десятимиллионная Венгрия.
Вчера ещё казалось, что Будапешт ценой огромных усилий и социальных жертв взял под контроль проблему госдолга — 80 процентов ВВП и даже отказался от помощи МВФ. Но сегодня, неожиданно для многих, Венгрия опять подаёт сигнал SOS и вновь просит помощи у зарубежных финансистов.
Крутой поворот
Полтора года назад, летом 2010-го, венгерский министр национальной экономики Дьёрдь Матольчи сделал громкое и эффектное заявление. «Мы, — сказал он, — вышвырнули МВФ из Венгрии и выиграли сражение за экономический суверенитет страны».
Правоцентристское венгерское правительство под руководством 48-летнего Виктора Орбана, пришедшее к власти весной 2010 года, тогда не продлило подписанное ещё предыдущим социалистическим кабинетом соглашение с МВФ и ЕС на 20 миллиардов еврокредита, из которых Будапешт в итоге успел получить только 14 миллиардов. Было решено не идти на поводу у международного капитала и дальше решать долговую проблему своими силами.
Однако осенью 2011 года ситуация резко изменилась, и в Будапеште зазвучали совсем другие песни. Тот же Матольчи в ноябре 2011 года неожиданно сообщил прессе: «Правительство заключает соглашение с МВФ о сотрудничестве нового типа».
— Надо уметь приспосабливаться к новым условиям, — прокомментировал зампред правящей партии ФИДЕС Лайош Коша неожиданный даже по меркам венгерской политики поворот.
Видимо, ещё в октябре в Будапеште были уверены, что помощь МВФ для обслуживания госдолга не потребуется. Министры были уверены, что новый, плоский 16-процентный подоходный налог обеспечит рост внутреннего потребления, а восстановление экономики ЕС даст толчок венгерскому экспорту. Финансовые рынки правительство хотело успокоить тем, что дефицит бюджета не превысит трёх процентов ВВП и государственный долг будет снижен с 81 до 77 процентов ВВП.
Но, увы, всё вышло иначе. Из-за осеннего падения курса евро к доллару и форинта к евро госдолг страны опять вырос с 77 до 82 процентов ВВП. Плоская шкала налога почти не сказалась на доходах малоимущих, а богатые предпочли новые доходы либо сберечь, либо потратить за пределами Венгрии. Не помогли даже попытки правительства решить проблему бюджетного дефицита с помощью чрезвычайных налогов на крупные корпорации и других популистских решений.
Судя по всему, рынки сочли эти меры жестами отчаяния, а не продуманной политикой и усомнились в экономических перспективах Венгрии. В октябре 2011-го аукционы венгерских гособлигаций провалились дважды: не было достаточно интересующихся или покупатели требовали слишком большой процент. На третий раз государство сдалось: 17 ноября гособлигации на 3,5 и 10 лет на общую сумму 350 миллионов долларов ушли уже под 8,4-8,8 процента годовых, притом что в ЕС даже 7 процентов считается критическим уровнем. Вот тогда в Будапеште и зазвучали новые ноты.
Проблему усугубило то обстоятельство, что рейтинговое агентство Moody’s в ноябре присвоило облигациям страны «мусорный» рейтинг — Ba1 с прогнозом «негативный». Вскоре примеру Moody’s последовали ещё два крупнейших мировых рейтинговых агентства. В конце декабря Standart & Poors, а в январе 2012-го и агентство Fitch понизили венгерский кредитный рейтинг до «мусорного» уровня.
При этом специалисты международных агентств напомнили, что у зарубежных инвесторов на руках находится 64 процента венгерского долга, из которых две трети номинированы в иностранной валюте. Продолжающееся падение курса форинта, таким образом, может серьёзно повлиять на способность правительства обслуживать долг.
Премьер-министр Виктор Орбан, который после своей триумфальной победы на парламентских выборах 2010 года объявил «экономическую освободительную войну», видимо, и сам понял, что без помощи МВФ стране всё-таки не обойтись в нынешних условиях долгового шторма по всей Европе. Хотя ещё полгода назад Орбан называл «расставание с МВФ» среди главных успехов работы своего правительства.
Правда, теперь венгерские власти говорят, что речь идёт не о кредитах, а о некой страховке на случай непредвиденных обстоятельств — precautionary credit line. Её цель — успокоить рынки и убедить агентства не снижать рейтинг венгерских гособлигаций. Однако переговоры с МВФ ещё только начинаются, а венгерские рейтинги уже в «мусоре». По предварительным данным, Венгрия рассчитывает получить у МВФ кредит ещё на 15-20 миллиардов евро!
Ушли танки, пришли банки
Надо отдать должное властям, до сих пор, пожалуй, ни одно венгерское правительство не боролось за снижение госдолга с такой настойчивостью и рвением, как команда Виктора Орбана в последние полтора года. В своё время, в момент передачи власти социалистам и либералам в 2002 году, правительство Орбана оставило госдолг в размере чуть больше 50 процентов ВВП, или около 55 миллиардов долларов. С тех пор за восемь лет правления трёх правительств социалистов и либералов сумма долга выросла до 80 процентов ВВП, то есть до 100 миллиарда долларов. Это где-то по 10 тысяч долларов на каждого венгра, включая младенцев и стариков.
А начинали занимать венгры ещё во времена «гуляш-коммунизма» Яноша Кадара, сразу после вступления Венгрии в МВФ и Всемирный банк в 1982 году. Говорят, председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин тогда сильно отговаривал венгерских товарищей от этого шага, предупреждая об опасности долговой ловушки. Но после мирового нефтяного кризиса 1970-х венгерские власти искали новые кредиты для развития реального сектора экономики и закупок ширпотреба. Кредиты пошли. К концу советской эры Венгрия уже должна была западным кредиторам порядка 20 миллиардов долларов. Причём тогдашние доллары были несравнимо весомее нынешних.
Придя в 2010 году к власти, правительство Виктора Орбана объявило борьбу за снижение госдолга своим главным приоритетом и пошло на неординарный шаг: привлечь к решению финансовых проблем иностранный капитал и иностранные компании, работающие в стране.
До последнего времени иностранные банки и международные ТНК, в значительной мере контролирующие местную экономику, работали в Венгрии на льготных налоговых условиях, получая сверхприбыли, не сравнимые с теми, что имеют у себя дома. А венгерские власти до сих пор предпочитали не трогать эту «священную корову», опасаясь, что она может сменить страну обитания. По этому поводу венгры даже невесело шутят: мол, ушли танки, но пришли банки…
Первый пакет антикризисных мер, состоящий из 29 пунктов, венгерский парламент принял ещё летом 2010-го. Тогда же был одобрен закон о банковском налоге, своего рода налоге Робин Гуда, который обязал все банки и страховые компании, в большинстве своём принадлежащие иностранному капиталу, «сброситься» и собрать в бюджет в общей сложности миллиард долларов.
Налог Робин Гуда и чипсы
Несмотря на первоначальные возражения и сомнения, поворчав, банкиры и страховщики всё же выполнили поставленные перед ними «разнарядки» по социальной ответственности. Причём довольно легко. По оценкам экспертов, прибыльность банков, действующих в Венгрии, одна из самых высоких в ЕС.
Тогда же правительство предупредило, что по осени с аналогичным налогом Робин Гуда оно придёт к энергетикам, связистам и торговцам. А чтобы хитрые иностранцы не смогли уклониться от этих выплат, антикризисный налог стали брать не с прибыли, а с более стабильных финансовых показателей. Например, с размера активов для банков или с совокупной премии для страховщиков. В 2011-м эта мера должна была принести в бюджет дополнительные полтора миллиарда евро в год, она будет действовать как минимум до 2014 года, а может, и дальше.
Понятно, что бизнес был далеко не в восторге от такой «общественной нагрузки», но, как говорится, кому сейчас легко. Легче всего энергетикам. У них цены и прибыли самые высокие. Они не очень-то и ропщут. Большинство крупных энергетических компаний на венгерском рынке — международные транснациональные гиганты, типа германской Е.ОN и британской ВР. Для них это не такие большие деньги.
А вот сетевые торговцы, тоже в основном иностранцы, жалуются на жизнь. Мол, кризис и так сильно ударил. Обороты упали. Где деньги взять? Интересно, что больше всех на вменяемый венгерский налог Робин Гуда жалуется британская группа «Тэско Глобал» — крупнейший ретейлер Венгрии с годовым оборотом в три миллиарда долларов. Англичане, которым предстоит дополнительно выплатить в венгерский бюджет около 60 миллионов долларов, заявили, что новый «гипермаркет-налог» остановит дальнейшие инвестиции и создание рабочих мест. Немцы — SPAR, французы — AUCHAN и шведы — IКЕА тоже не сильно радуются, хотя у них выплаты не очень и большие: по 20-40 миллионов долларов на брата.
На этом борьба с госдолгом не закончилась. Кабинет Орбана решил провести слегка завуалированную национализацию негосударственных пенсионных фондов. После незатейливой операции он получил дополнительно 11 миллиардов евро доходов, которые раньше лежали без дела в частных, в основном западноевропейских, пенсионных фондах. Голландские, австрийские и немецкие фонды опять возмущались, опять жаловались в Еврокомиссию и даже подали иск в Конституционный суд Венгрии. Но решения по делу до сих пор нет, а венгерское правительство уже успело потратить треть национализированных сбережений на сокращение госдолга.
Среди последних венгерских «ноу-хау» по сокращению госдолга — национальная мобилизация на борьбу за экономический суверенитет. Чтобы каждый венгр мог принять участие в борьбе с главной национальной бедой, в апреле 2011-го с благословения правительства был создан специальный фонд «Объединимся против госдолга». Начало работы фонда сопровождалось громкой патриотической кампанией. Пожертвования граждан и фирм пообещали вычитать из налогооблагаемой базы.
К сожалению, особых успехов на этом направлении пока нет. К началу августа 2011-го в фонд набежало пожертвований всего на полмиллиона евро.
К весьма нетрадиционным способам пополнения бюджета можно отнести и недавно принятые в стране налоги на чипсы, гамбургеры и всякого рода вредные энергетические напитки, вредные для здоровья, но весьма полезные для пополнения бюджета. Самый последний изыск на этой почве — введённый с января 2012 года налог на домашних собак — по 30 долларов в год с каждой псины — обещает дать в казну ещё несколько миллионов евро.
Проблемы с МВФ и ЕС
Всё это происходит на фоне резкого обострения отношений Будапешта с МВФ и Еврокомиссией по поводу нового венгерского закона о Центробанке, принятого в самом конце 2011-го. По новому закону правительство получает право назначать «своего человека» зампредом Центробанка. В Вашингтоне и Брюсселе сочли это покушением на независимость «священной коровы», чуть ли не попыткой национализации ЦБ и получения контроля над золотовалютными резервами страны, которые составляют 37 миллиардов евро. Разразился нешуточный скандал. По этому поводу МВФ в декабре уже однажды прерывал переговоры с Будапештом о новом кредите, а теперь открыто требует отмены ряда положений нового закона в качестве предварительного условия для начала нового раунда переговоров.
Со своей стороны, у Еврокомиссии, помимо многочисленных жалоб транснациональных компаний на «налоговый беспредел» венгерских властей, к началу 2012-го тоже накопилось немало вопросов к Будапешту. Здесь и отдельные положения новой Конституции Венгрии, вступившей в силу с 1 января этого года, и закон о Центробанке, и закон о СМИ. Сейчас Брюссель срочно проверяет венгерское законотворчество на предмет соответствия нормам ЕС. Не исключено, что ЕС потребует от венгров и отмены части чрезвычайных законов на иностранный бизнес в стране.
Статья из журнала «Эхо планеты».
Фёдор Лукьянов
0 комментариевВернуться к записи
Добавить комментарий
Комментарии доступны только зарегистрированым посетителям.