Угроза наступления второй волны кризиса и стагнация темпов развития мировой экономики давно сигнализировали о том, что нужно срочно спасать планету. И тот факт, что корень большинства проблем сконцентрирован именно в европейских долговых проблемах, — давно уже ни для кого не секрет. Так, эксперты неоднократно говорили европейским политикам жестко и прямо: пора не разрабатывать какой-либо антикризисный план спасения, а его реализовывать. К счастью, евролидеры наконец поняли, что от них требуется (правду говорят, лучше поздно, чем никогда) и утвердили единый механизм выводы Евросоюза из долговой ямы. Это долгожданное (считай, рожденное в муках) решение было принято евролидерами 30 января, на Чрезвычайном Саммите ЕС в Брюсселе.
Хуже некуда. Или есть куда?
Надо сказать, брюссельское совещание европейских политиков больше напоминало военный совет, нежели мирные переговоры. Почему? Все просто: в то время, как евролидеры проводили в столице Бельгии переговоры относительно будущего ЕС, на улицах Брюсселя – впервые с 1993 года – шли массовые забастовки.
Всеобщую забастовку бельгийцы объявили ровно на 24 часа. Таким образом, они высказали свой протест против объявленной правительством политики жесткой экономии. Акцию «несогласных» провели работники автомобильного, железнодорожного, авиа- транспорта.
В связи с массовыми бунтами, в день проведения Чрезвычайного Саммита ЕС, в Брюсселе были закрыты общественные и образовательные учреждения. А в больницах работали лишь службы экстренной помощи. Что интересно, к акциям протеста присоединились даже местные масс-медиа.
Такая неконтролируемая ситуация заставила брюссельские власти действовать в рамках, едва ли не напоминающих чрезвычайное положение в стране. Так, правительству пришлось открыть военный аэродром Бовешан, который находится в нескольких десятках километров от Брюсселя, дабы высокие гости смогли беспрепятственно добраться в столицу Бельгии и принять участие в Саммите ЕС.
Нельзя не заметить, что массовые акции протеста в ЕС, судя по всему, входят в моду. Так, подобными митингами уже никого не удивишь не только в Греции, но и, например, во Франции. А в Италии, вообще, график забастовок расписан аж до весны!
Как бы там ни было, однако простых жителей Европы понять можно: снижение уровня дохода, рост безработицы и прочие «негаразды» преследуют население уже порядка трех лет, а европолитики все это время только и делали, что рассуждали на тему: как же вывести ЕС из кризиса. В такой ситуации даже самый долготерпеливый народ не выдержал бы и высказал свою точку зрения…
Кстати, неслучаен и тот факт, что негодование европейцев особо «раскалилось» в последнее время и спровоцировало «стачку» по всей Еврозоне. Дело в том, что недавняя новость о снижении кредитного рейтинга ряда европейских стран агентством S&P произвела на многих жителей ЕС эффект «красной тряпки для быка». А какую еще реакцию от простых людей можно ожидать, если маститые эксперты прямо заявляют: снижение экономической репутации стран ЕС (например – Франции) связано, в частности, с тем, что европейские политики проводят неэффективную антикризисную политику?
А тот факт, что углубление долгового кризиса в Европе начинает ускоряться, подтверждают следующие события. Буквально на днях рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинги сразу пяти государств Еврозоны — Италии, Испании, Бельгии, Словении и Кипра. Однако это еще цветочки на фоне информации о том, что сегодня вероятность дефолта Португалии оценивается экспертами крайне высоко – в 71%!
Чрезвычайная политическая «тусовка». Что решили?
Понятно, что в такой ситуации евролидеры понимают: «тянуть резину» с принятием антикризисного плана спасения ЕС больше нельзя. Тем более, есть мнение: массовые забастовки, которые уже парализовали жизнедеятельность ряда европейских стран, по версии худшего сценария развития событий, могут привести к политическим переворотам. А, спрашивается, кому из политиков Еврозоны хочется рисковать настолько…
Однако вернемся к теме Саммита ЕС. К каким же выводам пришли евролидеры в Брюсселе? Главное достижение январского Саммита заключается не в одном, а сразу в трех важных решениях.
Во-первых, представители 25 стран-членов Евросоюза дали свое принципиальное согласие на подписание бюджетного пакта ЕС. Отказались от этой законодательной инициативы только власти Великобритании и Чехии.
Что же теперь ждет страны ЕС? Планируется, что в рамках данного нововведения в ЕС будет установлены жесткие пределы по структурному дефициту госбюджета (0,5%), а также введена международная юридическая ответственность за нарушение этого положения.
По предварительной информации, подписание бюджетного пакта должно состояться уже в марте. А официально документ вступит в силу после того, как его ратифицируют национальные правительства 12 государств-членов ЕС.
Остается добавить, что, согласно условиям этого фискального пакта, только те страны, которые подпишут данное соглашение, могут в будущем получать помощь из стабилизационного фонда Еврозоны.
Во-вторых, в Брюсселе европейские политики приняли еще одно немаловажное решение: уже с 1 июля 2012-го – на год раньше – вступит в силу Европейский стабилизационный механизм с капиталом в 500 млрд. евро.
Что интересно, собственный капитал Евростабмеханизма составит лишь часть этой суммы – в размере 80 млрд. евро. Поступление остальных средств – в сумме в 420 млрд. евро – должны гарантировать страны Еврозоны.
Цель работы ЕСМ – предоставление займов странам, которые находятся в тяжелом финансовом положении. А это немаловажный аспект, ведь кредитование будет осуществляться на условиях, более выгодных для государств ЕС — в сравнении с кредитными программами частных финансовых учреждений.
Однако ряд еврочиновников озабочен тем фактом, что денежных возможностей Евростабмехзанизма может оказаться недостаточно для решения долговых проблем отдельных экономик Евросоюза. К примеру, только внешний долг Италии сегодня составляется порядка 1,9 трлн. евро. В принципе, европолитики видят частичное решение этой проблемы в увеличении финансовых вливаний в ЕСМ в сумме до 1 млрд. евро. Например, глава МВФ Кристин Лагард предлагает объединить резервы ЕСМ с Европейским стабфондом. Но пока что эта идея осталась на уровне обсуждения.
И еще одно – третье – принципиальное решение январского Саммита ЕС. В Брюсселе было принято Заявление об экономическом росте и занятости, которое станет фундаментом для стимулирования процесса создания новых рабочих мест (главное – для молодежи) в европейских странах.
«Без ускорения экономического роста не может быть решена проблема 23 млн. безработных в Евросоюзе», — отмечают европолитики и предлагают уделить особое внимание росту количества вакансий, например, в наукоемких отраслях, энергетике, цифровых технологиях. Кроме того, евролидеры решили увеличить финансирование сектора малых и средних предприятий ЕС.
Как отметили участники брюссельского Саммита, власти каждой европейской страны должны разработать национальную программу реформ, которая позволит не только взять под контроль рост уровня безработицы, но и стимулирует развитие рынка труда.
И напоследок…
Что ж, решительный шаг на пути вывода ЕС из долговой ямы, все-таки, сделан. Однако окажутся ли эффективными данные методы? Пока ответа на этот вопрос нет. Тем более – когда решены далеко не все принципиальные проблемы. Так, все еще «в подвешенном состоянии» находится греческий вопрос. И во многом от того, разморозит или не разморозит ЕС афинское кредитование, зависит судьба своевременности мартовских выплат Элладой процентов по внешним займам. Не будет денег? Грекам не останется ничего иного, как объявить дефолт. И, возможно, выйти из зоны евро…
Каким же на самом деле окажется весенний сценарий развития событий в ЕС? Поживем – увидим.
Христина Коновалова
0 комментариевВернуться к записи
Добавить комментарий
Комментарии доступны только зарегистрированым посетителям.