Всемирно известный монастырь Шаолинь, прославившийся как центр восточных единоборств, планирует открытие зарубежных филиалов. Произойдет это, как заявил здесь настоятель монастыря Ши Юнсинь, «тогда, когда для этого созреют условия».
Ежегодно, сообщил Ши Юнсинь, по меньшей мере тысяча послушников-иностранцев осваивает приемы китайского воинского искусства ушу в монастыре, расположенном в провинции Хэнань /Центральный Китай/, всего же в его стенах бывает до 200 тыс паломников, среди которых много гостей из- за рубежа.
«Эта цифра велика, учитывая, что Шаолинь находится в горах, далеко от городов, и сюда не так-то легко добраться», — считает настоятель. Сейчас он участвует в работе сессии Всекитайского собрания народных представителей, будучи депутатом этого высшего законодательного органа КНР. За последние тридцать лет, по его словам, Шаолинь восстановил свое прежнее величие и обрел новую популярность. Как полагают руководители монастыря, он мог бы служить своего рода мостом между Китаем и другими странами, где все более известными становятся методы психофизической подготовки, практикуемые монахами школы чань-буддизма /дзэн-буддизма/.
Большая нагрузка, которую налагает на Шаолинь его статус туристического центра, делает его не только объектом восхвалений со стороны почитателей, но и критики в прессе. В этом году Китайская ассоциация туризма пригрозила понизить статус Шаолиня и лишить его статуса пятизвездной туристической зоны из-за недостатков в поддержании внешнего вида и удобств для путешественников.
«Самый известный в Китае буддийский монастырь Шаолинь может «прославиться» также своим беспорядком и плохим обслуживанием», — писала китайская печать. На его территории были выявлены горы мусора, хаос в сфере услуг, а транспортное движение в окрестностях оказалось парализовано из-за неорганизованной придорожной торговли. После этого монастырь выразил готовность «сотрудничать с местными властями в устранении имеющихся проблем».
Раздавались даже голоса, требующие закрыть монастырь для туристов, и сосредоточить внимание монахов на чтении сутр и соблюдении предписанных постов. В конце концов, основа монашеского послушания — это частые медитации, погружение в углубленные размышления, требующие, естественно, уединения и внутренней сосредоточенности. А какая может быть сосредоточенность, если вокруг сотни любопытствующих туристов, большинство из которых весьма мало осведомлены о требованиях монастырского устава.
«Однако просто закрыть монастырь невозможно, это вызовет еще больше споров», — полагает Ши Юнсинь. Приходится улучшать обслуживание гостей.
Увы, избыточная коммерциализация затронула не один Шаолинь. Многие монастырские помещения сдаются в аренду предпринимателям, используются в качестве торговых точек. И торгуют там не только предметами культа.
Снизить давление на монастыри может более четкое разделение их функций как центров туризма и религиозных обителей. Этот же принцип должен соблюдаться при создании зарубежных филиалов, считают китайские буддисты.
«Монастыри должны быть местом исполнения религиозных обрядов, а не коммерческой собственностью», — заявил заместитель председателя Китайской буддийской ассоциации Сюе Чэн.
0 комментариевВернуться к записи
Добавить комментарий
Комментарии доступны только зарегистрированым посетителям.