Нефтяники отняли у каспийских тюленей дом

7 января 2012 23:15

Каспийский тюлень. Фото: telegraph.co.uk

Время с последней недели января до начала второй декады марта может стать самым смертоносным для стада каспийских тюленей. В этот период самки тюленей устремляются на льды Северного Каспия, где должны дать, как и тысячу лет назад, новое потомство. На свою беду «роддом» каспийских тюленей расположен в районе нефтяных операций Северокаспийского проекта, разрабатывающего сверхгигантское нефтяное месторождение Кашаган.

Смертоносным ближайший сезон родов каспийских тюленей станет из-за резко возросшей активности Кашаганского консорциума. На морской базе нефтяных операций искусственном острове D численность работников выросла и составляет более 6 тысяч человек.

Соответственно, резко возрастет активность флота компании НКОК — и его агентской компании «Аджип ККО». Многочисленный персонал надо снабжать необходимым, ввозить оборудование, вывозить отходы и т.д. Маршрут флота НКОК проходит через ледовые лежбища беременных самок тюленей.

X-Files

Каспийские тюлени стали первыми жертвами разработки Кашаганского проекта. Движение  судов ледокольного флота компании «Аджип ККО» является основной причиной массовой гибели каспийских тюленей. Изо дня в день суда консорциума НКОК давят тюленей на льдах Каспия в самый важный и самый уязвимый период их жизни — когда на свет появляются детеныши.

Именно малыши и их мамы чаще всего становятся жертвами кораблей компании. Об  этом свидетельствуют материалы закрытого отчета самой компании «Аджип ККО» — «Международное исследование каспийского тюленя — отчет по оценке воздействия ледоколов в 2010 году» (№CISS-AR-002—2010 от января 2011 года).

Отчет получен нами после официального запроса в Министерство охраны окружающей среды РК и Госкомитета по рыболовству Минсельхоза РК через Жайык-Каспийский Орхусский центр. Официального ответа мы пока не получили, но  «инициативные чиновники» организовали утечку документов.

Причем объяснили свой шаг некой целесообразностью. Мол, начальство рисковать не хочет, так как, с одной стороны, ценность тюленей не сравнима с ценой Кашаганского проекта, но с другой  — есть риск, что рано или поздно тайное все равно станет явным и тогда могут и спросить — куда смотрели?

Вирус «неразделенной любви»

Периодически после таяния льда с середины апреля по конец мая на побережье Мангистауской области обнаруживаются тушки погибших тюленей — от  нескольких десятков до сотен и тысяч. Какие только версии причин их гибели не строили — вирусы, нефтепродукты, браконьерские сети, выброс сероводорода и других газов…

Министр охраны окружающей среды РК Нургали Ашим, высказываясь по поводу гибели тюленей в 2009 году, заявил, что  это связано с потеплением климата. Когда же эти причины не нашли своего подтверждения, стали говорить, что массовый мор тюленей — явление естественное, мол, эти животные гибли «пачками» всегда, во все времена.

Гибель  каспийских тюленей, конечно, случалась и раньше, задолго до  создания Кашаганского консорциума, например в 1972 и 1996 годах, но это не было ежегодным, как сейчас, явлением. Причем с каждым годом смерть этих морских животных становится  все более загадочной.

Массовую гибель тюленей в нынешнем году ведущий научный сотрудник Института микробиологии и вирусологии Министерства образования и науки Казахстана Айдын Кадырманов объяснил «естественными причинами».

Оговорившись, правда, что человеческое влияние на гибель возможно, и  упомянул наряду с другими возможными причинами  судоходство.  В сердцах одна из мангистауских общественных экологов Людмила  Петриченко прокомментировала такой вывод экспертизы: «Теперь понятно. Тюлени погибли от неразделенной любви!».

Интересно, что даже «зеленые» не связывали  гибель тюленей с маршрутами ледоколов. Помнится, на предположение министра о судоходстве как причине их смерти экологи отреагировали смехом: мол, что же получается — прошли корабли, и тюлени испугались и сразу умерли?

Никому и в голову не могло прийти, что, по сути, это действительно так — только умирают животные не от страха. На  обширном пространстве вод Северного Каспия корабли «АджипККО-НКОК» никак не могут обойти тюленей, утюжа тысячи беззащитных  новорожденных бельков и их мам.

При этом, как оказалось, все эти годы госорганы хорошо были осведомлены о реальных причинах гибели тюленей, так как получали отчеты Кашаганского консорциума (отчетыбританского ученого Каллана Дака из университета Сен-Эндрю для компании ОКИОК и международной группы ученых, возглавляемой также британскими учеными Сью Уилсон и Саймоном Гудманом из университета города Лидс, для компании «Аджип ККО»).

Но предпочитали и предпочитают молчать про связь гибели  тюленей с разработкой Кашаганского месторождения. Тюлени в зимний период собираются как раз на Северном Каспии для размножения:  этот район их природный «роддом».

Из-за флота компании НКОК каспийские тюлени в последние годы покинули Тюленьи острова, само название которых говорит о том, что именно они долгие годы были любимым местом этих животных.

Теперь они оттеснены в несудоходный и безлюдный залив Кайдак, где вынуждены  располагаться в летние месяцы. Но зимой для того, чтобы вывести щенков, тюленям нужен лед, и они вынуждены возвращаться, чтоб оказаться раздавленными кораблями Кашаганского консорциума.

Кровавая арифметика

По оценкам группы ученых во главе с Сью Уилсон и Саймоном Гудманом, работающих по контракту с компанией «Аджип ККО», за один проход ледокола в среднем гибнет 20 тюленей.

Кроме того, часто корабли распугивают животных, в результате чего матери и детеныши оказываются разбросанными в разные стороны. И если матери после прохода каравана судов не находят бельков, то детеныши неизбежно погибают.

По  оценкам группы Уилсон-Гудман, как минимум 10% родившихся детенышей погибают в результате действия флота компании «Аджип ККО». Сколько же ледокольных караванов проводит за сезон компания?

По их оценкам, за год от флота компании погибает около 5 тысяч тюленей. Активность же флота консорциума только нарастает, так как флот НКОК обеспечивает в настоящее время  снабжение 5 тысяч работающих на острове D: завозит оборудование, продовольствие, вывозит мусор и шлаки т.д. Флот НКОК уже включает (с этого года) 10 ледоколов, которые активно работают весь ледовый период.

Гибель пяти тысяч особей в год — это очень серьезно, если учесть, что их численность  сегодня, по оценке той же группы ученых, составляет 90 тысяч особей.

А в начале 20-го века их численность оценивалась в миллион особей.  Такое резкое сокращение популяции привело к тому, что с октября 2008 года статус этого морского млекопитающего был изменен с категории «уязвимый» на «находящийся под угрозой исчезновения».

Еще 10—12 лет  и при таком режиме судоходства каспийские тюлени будут полностью истреблены. А учитывая,  что до 10 тысяч тюленей (по оценкам группы Уилсон-Гудман) в год истребляют также и браконьеры, то это может произойти куда раньше, через 5—6 лет!

Как следует из отчета, гибель тюленей  от нефтяных операций на Северном Каспии, в принципе, не является такой уж неизбежной. По крайней мере, в таком количестве (5 тысяч особей в год). Если следовать некоторым правилам —  таким, как запрет на ночное движение, предварительная авиаразведка для выбора оптимального обходного пути, установка наблюдателей на корме  судна  — кровавой трагедии можно избежать.

Такие рекомендации давал консорциуму еще в 2001 году британский ученый Калан Дак. Компании, видимо,  эти рекомендации не особенно понравились, в особенности запрет на ночное движения судов, и сотрудничество консорциума с Каллан Даком было прекращено.

Одной из самых сложных проблем при разработке Кашаганского проекта является транспортировка грузов в район нефтяных операций. Для консорциума меры по охране тюленей являются второстепенными по сравнению с логистическими требованиями. Да и соблюдение рекомендаций, по-видимому, влетит в копеечку.

Пришедшая на смену Каллану Даку международная группа ученых Уилсон-Гудман слово в слово повторила рекомендации Каллан Дака. Капитанам рекомендовано останавливать, по возможности, движение судна, если впереди появятся тюлени, или пытаться обойти скопление животных, выводя корабль из основного судоходного канала. Но на практике даже эти самые мягкие рекомендации практически не соблюдаются. Или их бывает невозможно соблюсти.

Не тормози — дави!

В отчете содержится рассказ о наблюдении ученых за ходом каравана с ледокола «Тулпар» 19 февраля 2010 года. Даже в присутствии ученых, фиксирующих воздействие каравана на тюленей, жертвами стали 7 пар рожениц с детенышами. Две пары раздавил непосредственно ледоход «Тулпар».

Капитан объяснил в первом случае, что у «Тулпара», самого мощного ледохода во флоте, нет такого обзора, как у других кораблей типа «Арктикаборг» и «Антарктикаборг» (компании«Вагенборг») и «Капитан Чудинов». Ученые сумели сфотографировать мать и щенка на краю старого канала еще живыми, а затем сделать снимки уже мертвой матери, сразу после  того, как ее ударил «Тулпар».

Окровавленный щенок еще некоторое оставался на льдине, но вскоре полностью скрылся под водой.  А во втором случае рулевой  «Тулпара», даже  будучи предупрежденным, что по курсу находится пара «мать-детеныш», не остановился и не поменял курс. Он объяснил ученым, что за «Тулпаром» следует караван барж!

Не смогли ученые определить и количество тюленей, погибших в результате довольно странных действия ледокола «Тарпан», толкавшего крупную баржу. Караван эскортировался ледоколом «Арктикаборг» 2 февраля 2010 года.

Рулевой «Тарпана» демонстрировал странное лихачество: вместо того чтобы следовать за своим эскортом, «Тарпан» и баржа многократно выходили из каравана и проделанного канала и шли параллельно «Арктикаборгу» или даже на несколько сот метров впереди него, иногда застревая в льдах.

Продвигаясь впереди своего эскорта, «Тарпан» прошелся через небольшую колонию тюленей с щенками! Не исключено, что сразу десяток щенков и некоторые самки были раздавлены, точно подсчитать ученым не удалось. Причем ни на «Тарпане», ни на барже ничего не заметили.

Ученые зачислили этот случай в разряд незарегистрированных фактов гибели тюленей. А сколько их, таких фактов?

Из хроники гибели тюленей

В апреле 2000 года в момент начала бурения первой разведочной скважины на Восточном Кашагане были найдены более 10 тысяч  особей, погибших на Зюйд-Вестовых островах Атырауской области, островах Тюленье, Малое Жемчужное и на побережье Мангистауской области. Причиной их гибели была названа эпидемия собачьей чумки на фоне хронического токсикоза и очень низкого иммунитета у тюленей.

С 27 апреля по 15 мая 2006 года 2207 осетровых рыб и 337 особей тюленей погибли в северо-восточной части Каспийского моря в районе месторождения Каламкас, из них более половины — молодняк.  Причина их гибели не установлена.

Министр охраны окружающей среды РК Нурлан Искаков заявил, что если виновниками гибели тюленей в Каспийском море окажутся нефтедобывающие компании, они понесут ответственность за случившееся. «В этом случае последуют штрафные санкции, возмещение ущерба и приостановка бурения до полного устранения причин (вызвавших массовую гибель тюленей)», — сказал Искаков.

В 2007 году 928 мертвых тюленей были найдены в районе того же месторождения Каламкас.

В 2008 году в районе месторождений Каламкас и Каражанбас погибли 72 тюленя.

В мае 2009 года в районе города Форт-Шевченко, на островах и побережье в районе месторождения Арман погибло 355 тюленей.

В мае 2009 года на побережье Каспия насчитали сотни погибших тюленей, в т.ч. в Тубкараганском районе Мангистауской области — более 350 тушек мертвых тюленей.

На побережье в Тупкараганском районе 10 мая 2011 года были обнаружен около 50 туш мертвых тюленей.

 

Артур Шахназарян

0 комментариевВернуться к записи

Добавить комментарий

Комментарии доступны только зарегистрированым посетителям.

Другие статьиНаверх

Идти ли в военкомат по повестке(0)

На дворе ноябрь, а меж тем военкоматы уже активно вызывают молодых людей повестками «для уточнения данных воинского учёта». Меня в последние дни часто спрашивают: «Что делать если в почтовый ящик бросили повестку?»

Самые популярные автомобили в Москве и в мире(0)

Собственный автомобиль – сейчас это не роскошь, а обычное средство передвижения, помогающее в нашей повседневной жизни. На сегодняшний день это стало необходимостью, без которой не обойтись. Какие же марки автомобилей популярны и распространены в Москве и во многих других городах России?

Земля может потерять свои океаны(0)

На днях в журнале Nature Communications была опубликована статья, в которой были приведены примеры того, как влияет глобальное потепление на землю и к чему все это может привести. Ученные сделали подробную модель земли и запустили процесс по изучению влияние углекислого газа на планету. С ростом температуры количество данного газа так же возрастает. В результате обнаружилось,

Самые богатые депутаты в России(0)

Весной этого года депутаты Госдумы представили декларации своих доходов за 2021 год. Отчитались о своих доходах и так называемые «звездные» депутаты – представители шоу-бизнеса и спорта. Ознакомиться с декларациями депутатов можно на сайте Госудмы.

Китай начал жесткую борьбу с отмыванием денег(0)

Руководство Китая начало крупномасштабную кампанию против отмывания денег и незаконных финансовых транзакций. Агентство Reuters сообщает, что еще в конце прошлого года Центробанк Поднебесной дал местным банкирам тайное поручение – оценить по пятибалльной системе криминальные риски клиентов банков.

Читать далее

Реклама




Архив новостей

Январь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Поделиться

  

Контакты и информация

Социальные сети

Самые популярные разделы


© 2011-2013 TopWorldNews. При использовании материалов сайта обратная гиперссылка обязательна.