Заполярье, пожалуй, единственный регион, сохранивший политический расклад холодной войны в неизменном виде: Россия и все остальные. Формат очередных учений НАТО с примкнувшей к ним нейтральной Швецией это только подтверждает.
Холодный ответ в холодных водах
С 12 по 21 марта силы НАТО будут отрабатывать взаимодействие флота, авиации, частей спецназа и морской пехоты в условиях Заполярья. Как говорится в официальных сообщениях, военные будут отрабатывать действия в условиях высокой вероятности конфликта, сочетая применение дипломатии и военной силы. Другая задача учений – налаживание взаимодействия между военными разных стран. Подготовка учений длится уже несколько месяцев. На прошлой неделе в район маневров из Портсмута вышел британский вертолетоносец «Илластриес» (Illustrious). На борту корабля находится рота из состава 42-го десантно-диверсионного батальона королевской морской пехоты, вертолеты «Си Кинг» (Sea King) и «Линкс» (Lynx) морской авиации, а также армейские «Апачи» (Apache).
Учениями в норвежских водах заполярная активность НАТО в ближайшее время не ограничится. Еще до начала Cold Response 2012 в канадской Арктике с 14 по 26 февраля пройдут маневры Arctic Ram с участием 1500 военнослужащих. По заявлению Минобороны Канады, цель учений заключается в адаптации военнослужащих к операциям в условиях Севера, а также в проверке возможностей Первой канадской механизированной бригады действовать в зимних условиях.
Подобная концентрация маневров НАТО в арктической зоне вряд ли объяснима простым совпадением, особенно с учетом активизации военных усилий России в регионе. Новые боевые корабли, заложенные на Северной верфи 1 февраля 2012 года, должны стать первыми ласточками обновления Северного флота. Также на север, судя по имеющейся информации, должна пойти вторая пара универсальных десантных кораблей типа «Мистраль», которая будет построена в России по французской лицензии ко второй половине 2010-х годов.
Говоря о временах менее отдаленных, Россия намерена нарастить подводные силы Северного флота за счет капитального ремонта имеющихся и постройки новых субмарин. Кроме того, российский бизнес и государственные структуры активизируют экономическую деятельность в Заполярье. Сегодня действуют несколько программ, предусматривающих восстановление инфраструктуры в российской Арктике, увеличение добычи полезных ископаемых и биоресурсов, обновление торгового и ледокольного флота.
Связующее звено между западом и востоком
Ключевым ресурсом Арктики является Северный морской путь (СМП), самый короткий маршрут между портами Западной Европы и Восточной Азии. Устойчивое сокращение площади полярной шапки ведет ко все большей открытости СМП, который начинает постепенно привлекать судовладельцев. В этих условиях российское Заполярье оказывается связующим звеном между двумя полушариями, позволяющим значительно снизить транспортные издержки. В этом заинтересованы как арктические страны, так и государства, расположенные значительно южнее – Китай, Япония, Индия, Южная Корея.
Для России же Заполярье оказывается «золотым ключом» от будущего возможного процветания. Доходы от эксплуатации СМП, посещений иностранными кораблями российских портов, ледокольной проводки, добычи местных сырьевых ресурсов, наконец, могут дать стране огромные прибыли при грамотном управлении процессом.
При этом отнюдь не следует исключать ситуацию, при которой интересы России и НАТО столкнутся в Арктике. В этом регионе по сию пору остается достаточно нерешенных территориальных споров, а его военное значение невозможно переоценить. И для того чтобы, с одной стороны, иметь возможность силовой реакции на нарушение своих интересов, а с другой – иметь большой выбор инструментов для этой реакции, Россия нуждается в наращивании своих вооруженных сил и военной инфраструктуры в Заполярном регионе. В противном случае даже при мелких конфликтах вроде очередного спора за рыболовецкие угодья России придется уступать: в конце концов, это не тот случай, когда можно угрожать оппоненту применением ядерного оружия.
0 комментариевВернуться к записи
Добавить комментарий
Комментарии доступны только зарегистрированым посетителям.