Государство решило продолжать выплачивать триллионы по долгам «бедствующих» олигархов из нашего кармана
Государство окончательно похоронило идею национализации предприятий олигархов в любой ее форме. Госдума на пленарном заседании в пятницу, 13 апреля, отклонила оба альтернативных законопроекта о национализации приватизированного имущества, внесенные депутатами фракций КПРФ и «Справедливая Россия». Причем, на сей раз они не добрали совсем немного голосов. Проект коммунистов о национализации, например, поддержали 206 депутатов при необходимых для его прохождения в парламенте 226 голосах.
Экономика должна быть экономикой
По законопроекту, внесенному в Госдуму группой депутатов — коммунистов во главе с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, «в государственную и муниципальную собственность могут быть обращены предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, а также объекты недвижимого имущества, ранее проходившие процедуру приватизации».
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что приватизация 1990-х годов обернулась разграблением страны, ее научного, промышленного, сельскохозяйственного потенциала. За эти годы прекратило свою деятельность более 75 тыс. промышленных и 29 тыс. крупных сельскохозяйственных предприятий. Промпроизводство по своим объемам откатилось за послевоенный уровень, практически уничтожены как отрасли авиастроение, судостроение, машиностроение. Производительность труда понизилась более чем в два раза. Количество морских судов сократилось более чем в четыре раза, речных судов — вдвое, автобусов и трамваев — на треть, морских пассажирских судов — в три раза, речных — в два. Объемы сельхозпроизводства снизились в вдвое, при этом страна потеряла продовольственную независимость, что уже угрожает национальной безопасности.
За семь лет приватизации, только из-за заниженной оценки предприятий нефтяного комплекса, страна потеряла сумму равную 16 годовым бюджетам. Кроме того, как говорится в документе, за 20 лет (с 1992 по 2012 годы) из России было вывезено 2 трлн долларов, нефтегазовые доходы и сегодня вывозятся за границу, в то время как региональные бюджеты имеют дефицит в 15% ежегодно, подсчитали в КПРФ.
— Только за последние 11 лет из России было вывезено природного сырья более чем на 2,2 трлн долларов – это 100% ВВП России в 2011 году, а ввезено импортной продукции на 1,4 трлн долларов, — пишет в отчете старший аналитик «Риком-Траст» Владислав Жуковский. — С учетом только официального вывоза капитала в «реформаторские» 1990-е годы (350-500 млрд долларов) и в «тучные» 2000-е (400 млрд долларов), неучтенного вывоза природной ренты и доходов коррупционеров в офшоры (свыше 1 трлн долларов), прямых экономических потерь от недополученных прибылей на капитал, а также убытков от разрыва производственно-технологических цепочек и утраты рынков сбыта (1,5-2 трлн долларов), совокупные потери российской экономики по итогам 20-лет превышают отметку в 5,5-7 трлн долларов. Это в 3,5 раза превышает официальную оценку ВВП России по итогам 2011 года и приближается к 50% ВВП США.
Узкий круг сырьевых монополий ежегодно вывозит за рубеж невосполнимое минеральное сырье на сотни миллиардов долларов и экспортирует природно-сырьевую ренту, а взамен импортирует готовую продукцию международных корпораций: электронику, бытовую технику, продовольствие, автомобили и так далее. Построенная за последние 20 лет в интересах правящей сырьевой олигархии экономическая система паразитической эксплуатации природных недр, проедания национального богатства и вывоза сверхприбылей в фешенебельные страны, осознанно работает на кредитование наших стратегических конкурентов в США и Евросоюзе, и на то, чтобы Россия никогда не смогла выйти из состояния «колониального сырьевого придатка» Запада, — заключает аналитик.
Но даже оставаться «сырьевым придатком» США, Евросоза и с недавних пор – Китая, с существующим уровнем производства Россия долго не сможет. Потому что главное в экономике – обрабатывающая промышленность, а не добыча и экспорт природного сырья. А сейчас, даже в самых «бурно развивающихся» обрабатывающих секторах экономики масштабы выпуска продукции сопоставимы в лучшем случае с временами Второй сталинской пятилетки или недельным выпуском средней промышленной провинции Китая, констатирует аналитик. По его подсчетам, в России, где руководство на словах уже более пяти лет ведет борьбу за модернизацию, в феврале нынешнего года, например, было произведено аж 8 кранов, 2 лазерных станка, 11 лесопильных рам и 33 бурильные установки, и такое же количество двигателей внутреннего сгорания. С такими масштабами производства — менее 20% от уровня «провального» 1990 года — сложно проводить модернизацию и развивать наукоемкие производства, как об этом мечтает российское руководство.
А деньги летят, наши деньги как птицы летят
Как говорится в материалах, в свое время представленных в Госдуме, во время кризиса 2008-2009 годов многие крупнейшие российские предприятия по сути являлись банкротами, потому что их активы не могли покрыть зарубежные долги. Например, стоимость «Евраза» Романа Абрамовича снизилась с 45 до 3 млрд долларов, а его долги перед российским и зарубежным банкам составляли около 10 млрд долларов. Тогда правительство из «запасного» Фонда национального благосостояния помогло его собственникам, выделив им 1,8 млрд долларов для оплаты долгов. И точно так же помогло «Мечелу» Игоря Зюзина, выделив 1,5 млрд долларов. Но и госпредприятия тоже нуждались в деньгах на оплату долгов, к примеру, только одной «Роснефти» пришлось дать 4,5 млрд долларов. В общей сложности, как подсчитали депутаты, государство за кризисные годы рассчиталось по долгам российских предприятий и банков на 3 трлн рублей из бюджета и резервных фондов. Но самое главное, как утверждают эксперты, до сих пор непонятно, вернули ли они эти деньги. В отличие от западных предприятий и банков, которым государство тоже выделяло средства, и которые уже давно публично отчитались об их возврате, ничего подобного в России не происходит.
Да и не удивительно, ведь основные фигуранты этого «долгового списка» сегодня опять все в долгах, хотя никакого кризиса нет. Как пишет в авторской колонке известный политэкономист Андрей Латынин, «прежде всего стоит обратить внимание на катастрофически огромные долги ведущих металлургических компаний». Они за короткий срок умудрились набрать миллиардные кредиты за рубежом, которые с трудом обслуживают, «и фактически в большей или меньшей степени оказались вблизи от банкротства».
Сейчас чистый долг «Русала» составляет почти 11 млрд долларов, а его прибыль в 2011 году сократилась в 12 раз, «Мечел» задолжал 9,5 млрд долларов, «Северсталь» Алексея Мордашева должна почти 9 млрд долларов. Один из крупнейших российских производителей стали «НЛМК» Владимира Лисина должен более 7 млрд долларов, при этом его прибыль составляет всего 1,36 млрд долларов. Еще одна крупная и теперь уже не российская компания – зарегистрированный в Лондоне «Евраз» на конец 2011 года набрала долгов на сумму более 6,4 млрд долларов. Долговые обязательства ММК Виктора Рашникова выросли за прошлый год с 66,6 до 98,9 млрд рублей, «Металлоинвест» Алишера Усманова на середину прошлого года имел обязательства на почти 219 млрд рублей, при этом его капитал около 100 млрд рублей. Такая же ситуация у ТМК Дмитрия Пумпянского — его чистый долг оценивается в 3,5 млрд долларов.
Поэтому становится понятным что внешний долг копрораций и банков России растет на глазах, и уже достиг 565 млрд долларов, в то время как ее золотовалютные резервы снижаются, и сейчас составляют лишь 510 млрд долларов. Конечно, можно возразить что страна не отвечает своими резервами по долгам олигархов, но, как говорят эксперты, более трети из них — это долги госпредприятий, таких как «Газпром», «Роснефть», Сбербанк и ВТБ. И по ним основным акционерам – правительству и Центробанку — придется платить «из собственного кармана», а точнее – из народного.
И вовсе не удивительно заявление члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Геннадия Кулика, что предприниматели «сегодня в очередь стоят продать бизнес» государству, но оно, судя по словам представителя «правящей партии» «единороссов» вовсе не собирается, «урезать государственные расходы на другие цели, чтобы выкупить предприятия». Так может быть просто российские предприятия готовят к банкротству и продаже «с аукциона» зарубежным собственникам? А пока будем продолжать выплачивать триллионы из средств государства – из наших с вами денег.
Справка
Законы о национализации есть практически во всех ведущих странах G20. Вот примеры национализации во время мирового кризиса 2008-2009 годов: в США были частично национализированы автомобильнй концерн General Motors, ипотечные компании Fannie Mae и Freddie Mac, в Великобритании — крупнейшй ипотечно-сберегательнй банк Bradford & Bingiiy, в Германии – ипотечный банк Hypo Real Estate, в станах Бенилюкса — банка Fortis, и это лишь самый крупные национализации. Россия – единственное государство G20, которое во время мирового финансового кризиса не прибегло к банкротству и национализации ни одной из неэффективных корпораций. Потому что не было такого закона…
0 комментариевВернуться к записи
Добавить комментарий
Комментарии доступны только зарегистрированым посетителям.